На начало страницы
ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ
БАЯНИСТ-ИСПОЛНИТЕЛЬ
В ГОДЫ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
БАЯНИСТ-КОМПОЗИТОР
КОНСТРУКТОР ГАРМОНИК
Осенью 1934 г. Г.Т. Тышкевич поступает в Московский областной инструкторско - педагогический техникум им. Октябрьской революции. Этот техникум был единственным в стране, в котором было отделение русских народных инструментов.
Техникум ведёт своё начало от 1-й Народной музыкальной школы при Университете им. А.Л. Шанявского, основанной 28 (15) мая 1918 г. по инициативе известных деятелей музыкального искусства Б.Л. Яворского и Н.Я. Брюсовой (первый директор - А.Г. Кокорина). В дальнейшем это музыкальное заведение претерпело ряд реорганизаций и изменений в названии. 2 октября 1919 г. в Москве состоялась конференция музыкантов-педагогов. На ней обсуждались проекты реформы музыкального образования, и было принято решение о подразделении всех специальных музыкальных учебных заведений на три типа: одноступенные (низшие), двухступенные (средние) и трехступенные (высшие). Идея разграничения учебных заведений воплощалась постепенно. Реформа музыкальной школы 1921 г. провозгласила так называемую "типизацию" учебных заведений - чёткое разграничение ступеней музыкального образования: деление его на 1-ю ступень - начальную школу, 2-ю ступень - техникумы и 3-ю ступень - высшую школу, консерваторию. Уточнение этого деления продолжалось в течение целого ряда лет. Окончательное утверждение состоялось в 1925 г. Тогда и начали активно создаваться в СССР музыкальные техникумы.
В 1921 г. школа отделилась от Университета им. А.Л. Шанявского. Став самостоятельным обучающим звеном, она теперь именовалась 1-й Народной музыкальной школой Краснопресненского района. В 1923-1924 учебном году Москпрофобр предложил всем музыкальным школам присвоить себе наименования. Школа решила наименовать себя школой имени Красной Пресни — в честь героев-пролетариев первой русской революции 1905 года. В том же году в школе началось обучение игре на народных инструментах. В 1926 г. учебное заведение получило название "Музыкально-инструкторский техникум им. Красной Пресни". Первыми преподавателями по баяну в техникуме были Л.М. Банович, А.Ф. Данилов, В.И. Косырев, B.C. Рожков. В 1927 г. директором техникума становится В.А. Ревич.
В 1929 г. сеть средних музыкальных учебных заведений снова подверглась реорганизации. К техникуму были присоединены: Областной инструкторско-педагогический техникум имени Н.А. Римского-Корсакова, этнографические курсы, и учебному заведению присваивается новое имя: "Московский областной музыкально-инструкторский техникум им. Октябрьской революции". С этого времени в состав техникума входили отделы: хоровой, народный, смычковых инструментов, духовых и ударных инструментов, вокальный, теоретико-композиторский, а также этнографическое отделение и отделение детского музыкального воспитания. На народном отделе преподавал баянист Н.К. Отделенов.
1918-1968 гг.
Техникум в те годы располагался в Среднем Овчинниковском пер. д. 1. Это был жилой дом XVIII в. первогильдейского купца Ивана Емельянова, владевшего им в 1754 г. К 1806 г. дом существенно перестроился, и тогда же получил дошедший до нашего времени декор в стиле зрелого классицизма - пилястровый портик, тройное "палладианское" окно. В этом доме в конце XIX в. находилась 6-я мужская гимназия до её переезда в собственный дом в Большом Толмачёвском переулке, а в советское время, в 1930-х гг. - техникум им. Октябрьской революции.
Техникум
В 1936 г. многие техникумы были переименованы в музыкальные училища, в том числе и инструкторско-педагогический техникум им. Октябрьской революции был переименован в Московское областное музыкально-педагогическое училище им. Октябрьской революции.
С 1934 по 1941 г. директором училища был С.Н. Абакумов - дирижер-хоровик, воспитанник Московской консерватории, видный музыкант и организатор. В те годы училище работало в нелегких условиях, но, несмотря на это, оно росло, становилось ведущим в Москве. Концертные выступления хора, оркестров и солистов училища пользовались неизменным успехом у москвичей.
По классу баяна Г.Т. Тышкевич занимался у преподавателя В.И. Косырева. В.И. Косырев был ведущим педагогом училища, одарённым музыкантом, играл на выборном баяне, работал в училище до 1941 г. Г.Т. Тышкевич учился с большим желанием, посещал все занятия, играл в оркестре и ансамблях баянистов. Так, в 1936 г. Г.Т. Тышкевич играл в квинтете баянистов училища под управлением П.Н. Алексеева, в который входили также А.М. Попугаев, В.С. Голанцев, Н. Панин и А.И. Бурьян. В то время оркестром и ансамблями руководили А.Н. Кольцов, П.Н. Алексеев и К.М. Уваров. Кроме оркестра и ансамблей К.М. Уваров вёл оркестровку, аранжировку и чтение партитур. До 1935 г. оркестр состоял из готовых и оркестровых баянов. С 1936 г. в оркестр постоянно вводились тембровые баяны, имитирующие инструменты симфонического оркестра: флейты, кларнеты, валторны, трубы и тубы. Заслуга в идее создания тембровых баянов принадлежит преподавателю музыкального училища К.С. Алексееву, который в 1936 г. предложил мастеру Н.П. Фрому изготовить баян-фагот. Позже были изготовлены им и другие инструменты: баян-флейта, валторна, труба и туба.
Педагоги и студенты
Вскоре после начала строительства первой очереди Московского Метрополитена в 1933-34 г. был организован кружок баянистов Постройкома Метростроя. Во время учёбы в училище с января 1935 г. по январь 1937 г. руководителем этого кружка был Г.Т. Тышкевич. Одновременно он играл в оркестре баянистов Постройкома Метростроя, которым руководил Н.К. Отделенов. Оркестр часто выступал в клубах и по радио (в марте 1935 г.).
В этом же кружке Г.Т. Тышкевич работал также с 1 января 1939 г. по 1 июля 1941 г. Кроме того, он с 1 февраля 1935 г. по 1 сентября 1939 г. работал педагогом в Мособлкомпромсоюзе.
21 июня 1937 г. на радио состоялся отчетный концерт студентов-отличников училища. 6 июля в газете "Музыка" появилась небольшая статья А. Антшванга "Хороший концерт студентов музыкального училища". В этой статье автор давал положительную оценку этому выступлению и отметил исполнение Г.Т. Тышкевичем "Экспромта ми-бемоль мажор" Ф. Шуберта как одно из лучших, подчеркивая "безукоризненную технику, соединённую со страстностью музыкального исполнения".
Июнь 1937 г.
3 ноября 1937 г.
В июне 1938 г. Г.Т. Тышкевич выехал с художественной бригадой Государственного института театрального искусства им. А.В. Луначарского в Хабаровск. По приезде в Хабаровск в конце июня бригада была направлена для выступлений перед жителями поселков "Амурзолото", расположенных в среднем и нижнем течении р. Амгунь (приток Амура). Концерты проходили в трудных таёжных условиях. О выступлениях Г.Т. Тышкевича в концертах и о бригаде в целом были даны положительные отзывы в местной печати.
Затем бригада выступала в Николаевске-на-Амуре, Благовещенске, Комсомольске-на-Амуре и других городах. В конце августа бригада выступала в Хабаровске в воинских частях и в госпиталях для раненых бойцов и командиров - участников боев с японскими самураями в районе озера Хасан. В концертах Г.Т. Тышкевич выступал как солист, а также аккомпанировал певцам и танцорам. В программе концертов были произведения Д. Россини - ария дон Базилио из оперы "Севильский цирюльник", Ш. Гуно - куплеты Мефистофеля из оперы "Фауст" (исполнитель Рудаков - бас), Н.А. Римского-Корсакова - 3-я песня Леля из оперы "Снегурочка", песня Одарки из оперы "Запорожец за Дунаем" С.А. Гулак-Артемовского, песня о тачанке К.Я. Листова (исполнитель К. Жиляева - меццо-сопрано).
16 июня 1938 г.
Осенью 1938 г. Г.Т. Тышкевич составил сборник классических пьес в переложении для баяна. Сборник был принят к изданию и в июне 1939 г. вышел в свет в Государственном музыкальном издательстве под редакцией композитора М. Черемухина. Это была первая работа Г.Т. Тышкевича в области создания педагогического и концертного репертуара для баяна. В сборник вошли следующие музыкальные произведения:

    - Р. Шуман. Охотничья песня из "Сцен в лесу".
    - Ф. Шуберт. Менуэт, соч. 78.
    - Ф. Шуберт. Экспромт, соч. 90, №2 (ми-бемоль мажор).
    - И.-С. Бах. Бурре (си минор).
    - Н. Паганини. Вариации (Каприс №24).
    - П.И. Чайковский. Русская пляска, соч. 40, №12.
    - Н.А. Римский-Корсаков. Песня про Голову из оперы "Майская ночь".
    - Н.А. Римский-Корсаков. Полет шмеля из оперы "Сказка о царе Салтане".
    - Н.А. Римский-Корсаков. Яр хмель. Пляска с хором из оперы "Царская невеста".
Сборник пьес
29 апреля 1939 г. Г.Т. Тышкевич вступил в брак с Анной Гавриловной Жеребьевой - препаратором Московского молкомбината им. М. Горького.
1939 г.
В июне 1939 г. Г.Т. Тышкевич окончил училище и летом уехал на юг с бригадой Московской консерватории, которая выступала перед железнодорожниками Южной железной дороги в Днепропетровске, Джанкое, Феодосии, Симферополе и других городах. В концертах Г.Т. Тышкевич выступал как солист. В его репертуаре в то время было около 20 пьес, среди них:

    - Ф. Лист. Вторая рапсодия.
    - Ф. Шуберт. Неоконченная симфония. 1-я часть.
    - Д. Россини. Увертюра к опере "Севильский цирюльник".
    - Ж. Бизе. Увертюра к опере "Кармен".
    - Ф. Шопен. Вальсы №5 и №14.
    - Ш. Гуно. Вальс и полька из оперы "Фауст".
    - В. Моцарт. Турецкий марш.
    - Попурри из народных и советских песен и др.
После возвращения из поездки Г.Т. Тышкевич был призван в армию и во время боевых действий на территории Западной Украины с 17 сентября по декабрь 1939 г. служил командиром лесоповального взвода 6-го саперного батальона (воинское звание "младший лейтенант" ему было присвоено приказом НКО СССР № 2087, 1938 г.).
Далее ...

| На главную страницу | На начало страницы |На следующую страницу | © de Vladi, 2002-2012 г.
 
Георгий Титович Тышкевич
   Баянист-композитор
Г.Т. Тышкевич
Н. Паганини. ''Вечное движение''. 
Исполнительская редакция Г. Тышкевича
   Баянист-исполнитель